Элиа Казан -
Биография:Элиа Казан (настоящее имя Элиас Казанжоглу) североамериканский кинорежиссер. Родился 7 сентября 1909 в Константинополе в греческой семье, торговавших хлопком. В 1913 он с семьёй эмигрировал в Нью-Йорк, где его отец занялся торговлей коврами. После обучения в одном из колледжей Массачусетса он поступил в Йельский университет на отделение драматического искусства. Играл в авангардном театре «Груп Театр» (Group Theater).
В 1930-х начал ставить пьесы на Бродвее как режиссер. С 1934 года на протяжении почти двух лет Казан являлся тайным членом Коммунистической партии. К началу 1940-х годов Элиа Казан стал одним из самых видных театральных режиссёров Нью-Йорка, закрепив за собой прочное место среди элиты города. Как актёр он успешно себя показал в постановках «Люди в белых халатах», «В ожидании Лефти», «Джонни Джонсон», «Золотой мальчик» и «Лилиом». Среди наиболее успешных театральных постановок Казана – «Смерть коммивояжера» Артура Миллера и «Трамвай «Желание»» Теннесси Уильямса, а его режиссёрский талант был продемонстрирован пьесами «Трамвай Желание» (1947), «Кошка на раскалённой крыше» (1955), автором которых был Теннесси Уильямс, а также постановками «Все мои сыновья» и «Смерть коммивояджера» Артура Миллера. За две последние, а также за пьесу «J.B.», Элиа Казан получил премии «Тони». Сыграл в фильмах компании «Warner Bros.» «Завоевать город» (1940) и «Блюз ночью» (1941). В 1944 году влиятельный продюсер студии «XX век Фокс» Дэррил Ф.Занук заключил с Казаном контракт на постановку нескольких фильмов. Первый же, «Дерево растет в Бруклине» (1945), трогательная история о работниках цирка в начале века, был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Джеймс Данн).
Большой популярностью и у зрителей, и у критиков пользуется драма «Джентльменское соглашение» (1947), снятая на злободневную тогда в США тему антисемитизма. Грегори Пек сыграл в ней журналиста, который с целью эксперимента начинает выдавать себя за еврея, не подозревая, к каким последствиям это приведет. Картина получила два «Оскара»: за лучший фильм и лучшую режиссуру. Всего за пару лет Казан стал одним из ведущих постановщиков Голливуда.
Событием в истории кино стала кинокартина Казана «Трамвай «Желание»» (1951). Пьесу Казан с успехом ставил в 1930-х на Бродвее, так как с материалом он был знаком прекрасно, техникой же кинопостановки к началу 1950-х овладел в совершенстве. Оставалось – подобрать актеров. И Казан попал в точку. Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа и Марлон Брандо в роли Стенли Ковальского не просто сыграли свои роли, они превратили своих персонажей в настоящих, полноценных, сложных людей, в которых буквально пульсирует весь спектр человеческих эмоций – от нежности и наивной мечтательности Ли до ограниченной, мещанской злобы Брандо. Нельзя не отдать должное и умению Казана превратить статичное пространство пьесы в кинематографическую вселенную, живой и абсолютно реальный мир. «Трамвай «Желание»» был удостоен пяти премий «Оскар», в том числе Вивьен Ли за лучшую женскую роль. Без награды, однако, осталось главное достоинство фильма – уникальная работа Марлон Брандо. Работая с ним, Казан применил вариант «системы Станиславского», пропагандируемый в США Михаилом Чеховым. С Брандо Казан сделал и следующую свою кинокартину « Вива, Сапата!» (1952), историю бурной, но непродолжительной жизни одного из вождей мексиканской революции. Трактовка революции у Казана резко отрицательная, бунт обречен на поражение, а его вожак – на моральное разложение.
Год выхода «Вива, Сапата!» стал роковым в судьбе и карьере Элиа Казана. Фигура Элиа Казана была очень спорной в актёрских кругах Америки. В 1952 режиссер дал показания Комиссии по расследованию Антиамериканской деятельности, возглавляемой печально известным сенатором Джозефом Маккарти. Казан назвал имена десятков людей, по его мнению, сочувствующих в Голливуде коммунистам. Названные попали в «черный список», лишились работы, началась их травля в прессе. Этого Казану не простили и после смерти Маккарти в 1957, завершившей «охоту на ведьм», травить начали уже его самого, обвиняя в предательстве. Этот поступок многие американские актёры так ему и не простили. Тем не менее, события 1952 породили, видимо, лучший период в творчестве Казана, мучимого теперь чувством вины и гораздо более глубокими вопросами, чем раньше.
В 1954 Элиа Казан снял, возможно, свою лучшую кинокартину «В порту» (On the Waterfront). Основанный на газетных публикациях, фильм рассказывает о коррупции в профсоюзах рыбаков Нью-Йорка. В третий раз работая с Марлоном Брандо (воплотившем образ тугоумного боксера, в котором медленно, но верно пробуждается самооценка и чувство гражданского долга), Казан добивается от него неистовой, яростной и в то же время предельно сконцентрированной игры. Мастерски сочетая предельный реализм повествования (замечательная операторская работа Бориса Кауфмана, исключительно достоверные декорации) с библейскими мотивами самопожертвования, Казан создал этапный фильм не только в истории Голливуда, но и всего кинематографа. «В порту» получил восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и (наконец!) Марлону Брандо за лучшую мужскую роль.
В 1955, вслед за Брандо, Казан открыл другую яркую актерскую индивидуальность Голливуда – Джеймса Дина. 23-летний актер (погибший в 1956 и возведенный в ранг молодежного идола) создал свой лучший, наполненный энергией и страстью образ в кино в фильме Казана К востоку от рая, экранизации романа классика американской литературы Джона Э. Стейнбека. О цинизме и лицемерии общества говорят фильмы режиссера «Куколка» (1956) и «Лицо в толпе» (1957). В 1963 вышла эпическая кинокартина «Америка, Америка», о судьбе греческих эмигрантов в США, частично основанная на воспоминаниях Казана. Менее удачна в художественном плане, но принципиальна в нравственном кинолента «Сделка» (1969), где речь идет о человеке, которого посещают призраки людей, которых он когда-то предал. «Сделка» – исповедь Казана, так и не простившего себе свою измену. Первым в американском кино Казан обратился (хотя и косвенно) к теме Вьетнамской войны в драме «Посетители» (1972), о бывших солдатах, мстящих своему сослуживцу за его рапорт командованию о их преступлениях. Последний законченный фильм режиссера – «Последний магнат» (по роману Фитцджеральда), рассказ о нравах киностудий «Золотого века» Голливуда.
В марте 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство. Во время вручения 89-летнему режиссеру премии (вручали Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро) часть зала аплодировала стоя, а часть осталась сидеть, демонстративно высказав свое презрение человеку, предавшему своих коллег.Когда в вручали почётный «Оскар», некоторые (Ник Нолти, Эд Харрис) отказались аплодировать вообще, а некоторые (Стивен Спилберг, Джим Керри) аплодировали сидя. С протестом против вручения ему премии также выступил французский режиссёр Жюль Дассен, который сам угодил в начале 1950-х в «черный список» Голливуда. Но жизнь художника меряется его творениями, а не поступками, которые он скорее всего, необдуманно, совершал в своей жизни. И Элиа Казан навсегда останется выдающимся кинорежиссером, в центре творчества которого всегда был человек во всей своей невероятной сложности и в борьбе как с подлостью окружающего мира, так и с компромиссом и низостью в самом себе.
Элиа Казан трижды был женат. Первые два брака закончились смертью его супруг, а третий продлился до его собственной кончины. Режиссёр скончался 28 сентября 2003 года в Нью-Йорке в возрасте 94 лет.
Элиа Казан -
Фильмография:1997 Elvis: His Life and Times (ТВ)
1993 Le brouillard ... Old man in the coffee shop
1950 Паника на улицах Panic in the Streets ... Mortuary Assistant
1941 Блюз ночью / Blues in the Night ... Nickie Haroyen
1940 Завоевать город / City for Conquest ... Googi Zucco
1935 Pie in the Sky
1934 Cafe Universal