Клифф Ричард -
Биография:Британский исполнитель популярной музыки, который едва ли не первым из англичан начал играть рок-н-ролл. Его называют королём британских чартов по той причине, что он возглавлял таковые 25 раз, а национальный хит-парад синглов — четырнадцать раз (хотя бы по разу в каждое десятилетие его существования). За свою карьеру певец распродал более 250 миллионов дисков.
Итак, 14 Октября 1940 года в городке Лакхнау в семье английского служащего Роджера Уэбба и его супруги Дороти появился первенец, Гарри (полное имя - Гарри Роджер Уэбб). Детство его проходило беззаботно, семья жила в предоставленном компанией доме, имела нескольких слуг, двое из которых готовили пищу, так что единственной трудностью, с которой сталкивалась мать мальчика, была, по его словам, проблема выбора очередного блюда на ужин. Даже в школу пищу ученикам носили слуги, и, как вспоминал будущий певец, каждый раз, когда приходило время обеда, им овладевало радостное нетерпение - он никогда не знал, что принесет ему верный Хабиб на этот раз.
В отсутствие Роджера и Дороти за детьми Уэббов (в 1943 году родилась сестра Гарри Донелла) присматривала тетя Мардж. Ее брат Том тоже приходил время от времени в гости, играл на гитаре, пел. Ему-то и был обязан будущий певец пробуждением своего интереса к музыке. К тому же в семье был граммофон, и мать часто просила выбрать сына ту или иную пластинку. Не умевший читать мальчик безошибочно выбирал нужный диск, запомнив каждый по цвету "пятачка"!
В 1948 году семья переехала в Англию. В подростковом возрасте Гарри увлекся спортом - футболом, баскетболом, метанием копья. В последнем виде он установил в четырнадцатилетнем возрасте школьный рекорд, продержавшийся много лет. Но наибольшее значение в его жизни приобретала рок-музыка, олицетворением которой стал Элвис Пресли. Вместе с Донной Гарри копил деньги на каждый альбом заокеанской звезды и крутил пластинки до 10-11 часов вечера. Поставив проигрыватель на максимальную громкость, он подпевал королю рок-н-ролла, подражая его манере. "...Часами я стоял перед зеркалом, - вспоминает певец много лет спустя, - изгиб губ, подергивание бедер, вихляние ног - ничто не ускользало от моего внимания".
Элвис Пресли так и не выступил ни разу за пределами США, но когда Англию посетил другой легендарный исполнитель рок-н-ролла, Билл Хейли, чтобы попасть на его концерт Гарри убежал с уроков. "Преступление" стоило ему звания старосты класса и всех сопутствующих этому привилегий. "Через десять лет ты и не вспомнишь, кто такой Хейли!" - заверила его учительница английского языка Джейн Норрис. Десять лет спустя Билл Хейли снова прибыл в Англию - и Клифф, будучи уже знаменитым певцом, был рад напомнить бывшей училке, что хоть один раз она оказалась не права!
Примерно в то же время отец купил гитару - и для себя и для сына. В юности Роджер Уэбб играл в джаз-ансамбле, и заметив интерес юноши к музыке, как мог, обучал его игре. Несколько позднее была приобретена в рассрочку еще одна гитара, на этот раз сугубо для Гарри. Инструмент стоил немалых денег - 27 фунтов, - но был украден прежде, чем за него была выплачена вся сумма.
По окончании школы Гарри устроился в компанию "Атлас лэмпс", где работал Уэбб старший. Должность молодого человека называлась "служащий контроля за кредитами", жалование составляло около 4 фунтов в неделю. Каждое утро сын с отцом садились на велосипеды и отправлялись на работу - компания находилась в 13 километрах от дома. Целый день они просиживали в одном офисе и возвращались вечером домой.
И вот однажды в унылую рутину ежедневного отсиживания в "Атлас лэмпс" вмешался Его Величество Случай. Как-то Гарри поехал на работу на автобусе, где и встретил свою бывшую одноклассницу. Завязалась беседа. Девушка упомянула о том, что ее приятель, Терри Смарт, играет на ударных в местной скиффл-группе и ищет для ансамбля нового вокалиста. Вспомнив, как Гарри увлекался в школе Элвисом, она предложила ему связаться со Смартом. Так Гарри попал в группу и в течение двух месяцев пел в ней. Шаг в нужном направлении был сделан.
Во время одного из выступлений Гарри заметил музыкальный агент Джордж Ганжу. Человек, весьма далекий от рок-н-ролла и по возрасту - ему было около 60-ти, - и по взглядам, Ганжу, тем не менее, смог распознать потенциал молодого черноволосого певца в розовом пиджаке, обуженных брюках и замшевых туфлях. Он взял у музыкантов демодиск с записями, сделанными незадолго до этого, и прокрутил его продюсеру фирмы EMI Норри Парамуру. Тот заинтересовался, пригласил юных исполнителей на встречу, результатом котрой стал контракт на запись пластинок.
По бытовавшей тогда моде, Гарри придумал себе звучное сценическое имя. Свои псевдонимы имели первые британские рокеры: Томми Стил ("стил" - сталь), Марти Уайльд ("уайльд" - дикий) - чем хуже была новая восходящая звезда британской рок-музыки? И Гарри Уэбб исчез навсегда, уступив место звонкому и внушительному Клиффу Ричарду ("клифф" - скала). Ребята ломали голову много часов, прежде чем пришли к первому варианту - Расс Клиффорд, который спустя какое-то время трансформировался в Клифф Рассорд, затем - в Клифф Ричардс. Йен Самуэлл предложил убрать из фамилии "с" - тонкий психологический расчет состоял в том, что любой, кто произнесет эту фамилию впервые, обязательно добавит "с" ("Ричардс" по законам английского языка звучит более правильно) и будет поправлен, а дважды повторенное слово, естественно, откладывается в памяти лучше. На том и порешили.
Получив на руки контракт с EMI, Клифф 19 августа 1958 года покинул компанию "Атлас лэмпс", работа в которой отняла у него почти год, и приступил к своей первой профессиональной записи.
По бытовавшей в 50-е годы практике, английские продюсеры старались записывать уже опробованные на заокеаноской публике шлягеры американских исполнителей, и Клифф Ричард не стал исключением: ему подобрали песню "Schoolboy Crush" из репертуара Бобби Хелмса - слащавую песенку с подсвистыванием после каждого куплета и женским бэк-вокалом, такую же далекую от рок-н-ролла, как манная каша от бифштекса с кровью.
Похоже, в Англии появился свой король рок-н-ролла. Влияние Элвиса чувствовалось и в музыке и имидже Клиффа - манере держаться на сцене, одеваться, причесываться. "Мальчиш-плохиш британской сцены" - окрестила его одна газета. "Не оказывает ли он плохого влияния на вашу дочь?" - вопрошала вторая, имея в виду, как Клифф извивается сцене. Третья утверждала, что певец слишком сексуален для телевидения. Нынче воспоминания о былых временах вызывают у него усмешку: "Я выходил на сцену, кидая угрюмый взгляд, выпячивал нижнюю губу, тряс бедрами и зал тут же раздражался воплями. Когда тебе 17, упиваешься властью. Но что касается вызывающей сексуальности - это уж журналистская вольность".
Тем временем THE DRIFTERS, чтобы избежать путаницы с американской группой с таким же названием, переименовалась в THE SHADOWS. Состав её впоследствии неоднократно менявшийся, выглядел так: Хэнк Марвин - бас, Джет Харрис - бас, Брюс Уэлч - ритм, Тони Миэн - ударные. В музыкальном отношении они были значительно выше Ричарда, но в последнем с самого начала обнаруживалась та неуловимая притягательность, которая присуща звёздам. Йен Самвел, автор нескольких первых хитов Ричарда, полностью сосредоточился на сочинении песен.
Элвис в кино? Что ж, Клифф Ричард не хуже. Свою карьеру актёра он начал в 1959 году небольшой ролью в фильме Serious Charge, где сыграл небольшую роль руководителя поп-группы, правда, успех певцу принесла не столько роль, сколько песня "Living Doll" - акустическая баллада в стиле "кантри", впервые в карьере певца изданная миллионным тиражом. Элвис Элвисом, но и сам Ричард становился музыкальной индивидуальностью. Рок-н-ролльные номера потеснились, уступая место и спокойным композициям, исполнявшимся под аккомпанемент оркестра Норри Парамура. Однако это не повлекло потери аудитории, напротив, к началу 60-х он утвердился как "семейный" певец, на концерты которого без особого риска могли приходить и люди более старшего поколения.
После второй картины с эпизодической ролью, Expresso Bongo (1959), ставившей целью вынести сатирический приговор эксплуатации, процветавшей в британской поп-музыке 50х годов, певец вместе с SHADOWS снялся в целой серии музыкальных фильмов - The Young Ones (1961), Summer Holiday (1962) и Wonderful Life (1964), первый из которых увенчался грандиозным успехом, а последний потерпел столь же грандиозный провал.
Этот период в уровне успеха можно объяснить двояко. С 1958 года завоевавший титул "лучшего английского певца", выпустивший непрерывную серию хитов "Travellin Light" (1959), "Рlease Dont Tease" (1960), "The Young Ones" (1962), "The Next Time" и "Summer Holiday" (1963), Ричард столкнулся с приходом новой музыкальной моды на Британские острова - THE BEATLES, ROLLING STONES и др. Многие рок-звезды канули в небытье, Клифф тоже был вынужден "потесниться". Но потесниться - не значит уйти совсем. В годы битловсого "засилья" он продолжал оставаться завсегдатаем как синглового, так и альбомного хит-парадов - как, впрочем, и в годы диско-бума, панк-рока, металла, новой волны и проч. В его песнях никогда не затрагивались серьезные социальные проблемы, Клифф Ричард всегда был и остается признанной частью того, что называется по-английски "истэблишмент" - существующий порядок.
В 1964 году Клифф пережил личную трагедию - умер от сердечного приступа его отец, имевший в молодости на Клиффа огромное влияние. Впавший после смерти отца в сильную депрессию Ричард находит утешение в христианской религии. В 1966 году Клифф публично объявил о своем обращении в христианскую веру и с тех пор регулярно участвует в религиозных мероприятиях, записывает диски соответствующей тематики, но не расстается и с карьерой рок-исполнителя.
В 1995 г. королева Елизавета II предоставила Ричарду право именоваться сэром. В декабре 1999 года Ричард выпустил очередную рождественскую запись («Millennium Prayer»), рассчитывая, что она возглавит национальные чарты продаж к началу нового тысячелетия. Развёрнутая в средствах массовой информации кампания достигла своей цели, хотя многие радиостанции и музыкальные каналы объявили ветерану поп-музыки бойкот: соединение многовековой народной мелодии Auld Lang Syne со словами молитвы «Отче наш» было воспринято одними критиками как религиозная пропаганда, другими — как вопиющий образчик музыкального китча.
В 2002 году по результатам опроса, проведённого BBC, вошёл в число 100 величайших британцев. На конкурсе Congratulations, посвящённом 50-летнему юбилею конкурса песни Евровидение, прошедшем в 2005 году, одноимённая песня Ричарда, давшая название всему проводимому мероприятию, заняла восьмое место среди лучших хитов Евровидения за всю его историю.
Что сейчас? Да, в общем-то, все то же: гастроли, видео, интервью, записи. Как и 40 с лишним лет назад. Как пели когда-то "роллинги", "что еще делать бедному парню, кроме как петь в рок-н-ролльном ансамбле"? ... Одна из английских энциклопедий назвала Клиффа Ричарда "Дорианом Греем рок-н-ролла". Этот персонаж повести писателя Оскара Уайльда никогда не старел, а это значит, что на этом описание жизненного и творческого пути сэра Клиффа Ричарда не заканчивается.
Клифф Ричард -
Фильмография:2005 Its a Boy! (видео) )
2001 В пятницу вечером с Джонатан Росс / Friday Night with Jonathan Ross
1973 Take Me High ... Tim Matthews
1967 Two a Penny ... Jamie Hopkins
1966 Finders Keepers ... Cliff
1964 Wonderful Life ... Johnnie
1963 Летние каникулы / Summer Holiday ... Don
1961 Young Ones, The ... Nicky
1959 Serious Charge ... Curley Thompson
1959 Экспрессо Бонго / Expresso Bongo ... Bert Rudge / Bongo Herbert