Шарлотта Рэмплинг -
Биография:Шарлотта Рэмплинг родилась 5 февраля 1946 года в Англии, в городе Стермер. Ведущая актриса мирового кино середины 60 - х годов, она показала себя прекрасной исполнительницей драматических ролей, играющей чувственных и часто противоречивых героинь в фильмах выдающихся режиссеров Лукино Висконти («Гибель богов», 1969) и Лилианы Кавани («Ночной портье», 1974). В черной комедии японского режиссера Нагисы Ошимы «Макс, моя любовь» (1986) актриса сыграла жену дипломата, которая завела себе необычного любовника -шимпанзе.
Недавно американский журнал Woman’s Journal подвел итоги голосования читателей на тему «Самые элегантные женщины всех времен и народов». На первом месте оказалась Грейс Келли, потом – принцесса Диана, Кэтрин Зета-Джонс, Одри Хепберн, София Лорен. Завершила десятку Шарлотта Рэмплинг.
Что разглядел Висконти
Вероятно, по части красоты как таковой Шарлотта Рэмплинг и уступает тем, кто обогнал ее по итогам голосования. Хотя красота и элегантность – понятия довольно относительные. Но ни у Лорен, ни у Зета-Джонс, ни даже у Грейс Келли и Одри Хепберн нет той загадочности, которыми светятся странно лукавые глаза Шарлотты Рэмплинг. Она как-то вызывающе загадочна.
Первым это понял великий Лукино Висконти. Он искал героиню для фильма «Гибель богов». Случайно увидел Рэмплинг и со свойственной ему решительностью сказал: «Она будет у меня играть». «Да она же совсем девчонка, ей двадцать два года, а вам нужна зрелая женщина», – возразили ему. Висконти презрительно хмыкнул: «Понимали бы что. Эта девчонка сыграет кого угодно. Она великая актриса». Это была первая ступенька звездной лестницы Шарлотты Рэмплинг. А она тогда по своему юному невежеству даже не слышала про такого режиссера – Висконти. Пришла на студию, задрала нос и нахально спросила: «Ну где тут ваш? как его? Висконти? Мне звонили от него». Классик обомлел. Не от нахальства никому не известной начинающей актрисы, от счастья обомлел – это именно то, что он так долго искал. И за все время съемок обычно деспотичный Висконти давал Шарлотте одно-единственное указание: «Сыграй эту сцену так, чтобы мне понравилось». И она играла. Как они друг друга понимали – одному Богу ведомо. «У нее в глазах груз прожитых лет, – восхищался Висконти. – Она все сможет».
Висконти был первым, кто оценил этот груз. Отец Шарлотты был военным, мать работала на фабрике. Патриархальная здоровая семья, где по одному папиному движению бровей все вставали по струнке. Когда отец услышал от дочерей, что они хотят работать певицами в кабаре, он сначала сделал характерное движение бровями. Не помогло. «Хотим в кабаре». Стукнул кулаком по столу. Опять не помогло. Тогда снял телефонную трубку и сказал кому-то: «Завтра мои дочки придут к вам на курсы стенографисток». Шарлотта до курсов не добралась, свернула по пути в модельное агентство, просто так, назло отцу. Ее взяли без звука – хороша ведь была. А через некоторое время уволили – разглядели тот самый «груз прожитых лет», за который ее приветил Висконти. «У вас слишком тяжелые веки, – сказали ей, – а у модели все должно быть легко». «Ну и черт с вами», – бросила, хлопая дверью, Шарлотта. Ей и в голову не приходило как-то бороться, что-то отстаивать.
Она до сих пор ни разу не сделала ни единой, даже самой маленькой, пластической операции. Рэмплинг говорит, что это бессмысленная затея, потому что и так все знают, сколько кому лет. А скрывать свои годы, особенно для актрисы, как она считает, просто нелепо. Она это поняла на собственном опыте, когда девчонкой сыграла у Висконти зрелую женщину. Так, значит, какой смысл?
«
А вы могли бы полюбить шимпанзе?»
Самую скандальную славу Шарлотте принес фильм «Ночной портье» Лилианы Кавани – садомазохистская лента о любви бывшей узницы концлагеря и ее мучителя. Вызывающая, во многом отвратительная, в чем-то невероятно красивая история любви. Этот фильм стал не только шоком для зрителей, он стал шоком для самой Шарлотты. Нет, конечно, она знала, на что шла, знала, какие отношения ей придется разыгрывать с Дерком Богардом. И бросилась в эту роль как в пропасть – будь что будет. А было страшно. На съемочной площадке, кажется, достаточно было спичку бросить – и все загорелось бы. Накал был невероятный. И в фильме, кстати, это видно. Для Рэмплинг такое отношение к работе – в порядке вещей. Она не понимает, как можно играть то, чего не понимаешь, то, чего не чувствуешь, то, во что не веришь. Ей бессмысленно задавать вопрос: «А вы смогли бы так же, как ваша героиня?» Она удивленно взглянет из-под тяжелых век: «А иначе как бы я это играла?»
Особенно наслушалась она таких вопросов после комедии Осимы «Макс, любовь моя». Здесь ее героине предстоит узнать, что такое животная страсть – в прямом смысле слова. Ох, как не хотелось ей, как трудно было отвечать на все эти дурацкие вопросы вроде «А в жизни вы могли бы полюбить шимпанзе?», «Такая ситуация могла бы случиться в жизни?» и т.п. Она никогда не влюблялась в шимпанзе, однако можно подумать, что всепожирающая страсть с мучителем-фашистом естественнее.
Любовь, приводящая в клинику
Иногда, в минуту задумчивой подавленности, Шарлотта Рэмплинг жалуется: «Все у меня внутри как-то несправедливо устроено». Например, она уверена, что человек не рожден для страданий, сколько бы ни приводили ей в пример высказывания Достоевского на этот счет. Она готова чуть-чуть пострадать, но совсем недолго, совсем не мучительно. Словом, не любит, не хочет Шарлотта Рэмплинг страдать. Как всякая актриса, она любит легенды. Насчет «невыносимой легкости бытия» – это одна из ее любимых легенд, в которую – увы – давно уже никто не верит. Каждый роман Рэмплинг переживает так мучительно, что то и дело оказывается в клинике в жесточайшей депрессии. После разрыва с композитором Жан-Мишелем Жарром, с которым прожила двадцать лет, не снималась годы и годы. Заявила, что бросает кино. И действительно – перестала сниматься.
Странная женщина, она хочет, чтобы ее воспринимали легче, чем она есть на самом деле. Ей хочется, чтобы все думали, что она порхает, а она, как ей кажется, ходит по жизни на цыпочках. Ей хочется, чтобы все думали, будто она легкомысленная и забывчивая, а она помнит каждую секунду своей жизни до такой степени, что иногда не знает, куда ей все это девать. Прав был тогда Висконти насчет груза прожитых лет. Шарлотта даже не пересматривает фильмы, в которых снялась. Думаете, она боится увидеть там что-то недоделанное, недодуманное, недоигранное? Ничего подобного. Она боится переживаний, боится вспомнить, как глубоко и болезненно погружалась в роль, как было трудно жить жизнью другого, странного, поначалу непонятного человека. И как она смогла.
При своей холодноватой внешности Шарлотта Рэмплинг очень коммуникабельна. Она готова говорить долго и о чем угодно, даже с журналистами. Никогда не делает тайны из своей личной жизни, хотя не единожды поплатилась за это злющими публикациями в прессе, обрастающими потом совершенно невероятными подробностями. Впрочем, даже без придуманных подробностей многие моменты ее жизни, скажем так, экстравагантны. Снявшись в двух фильмах в Америке («Ночной портье» Лилианы Кавани и «Воспоминания о звездной пыли» Вуди Аллена), Шарлотта, несмотря на множество предложений, вернулась в Англию. На вопрос, почему она не стала больше сниматься в Голливуде, она обычно отвечает: «Во-первых, мне там предлагали не роли, а сплошное дерьмо. Во-вторых, меня испугала повальная страсть Америки к наркоте. Я в жизни не так уж много чего боюсь, но садиться на иглу – это совсем не по моей части».
В Лондоне, куда Шарлотта приехала после Америки, как оказалось, ей негде было жить. Своего жилья не было, снимать одной – слишком дорого. Недолго думая, она согласилась пожить какое-то время у приятеля. Потом так получилось, что к ним – тоже вроде бы ненадолго – попросился пожить приятель приятеля. «Ненадолго» затянулось на несколько лет, пересудам не было конца. Впрочем, Шарлотту, как и ее двух друзей-сожителей, это не слишком трогало. Рэмплинг без тени смущения давала интервью, даже самой желтой прессе, а потом наивно удивлялась: «Ну что они ко мне прицепились? Какое им дело?» Они прекрасно жили втроем, Шарлотта любила обоих и сокрушалась, что не придумали пока закон о двоеженстве и двоемужестве, а то бы она с удовольствием вышла замуж за обоих. Но пришлось выйти все же за одного, за того, от которого она родила ребенка. Сейчас ее сыну Барнаби 35 лет, он вполне успешный телережиссер.
Но вскоре Шарлотта узнала, что такое любовь с первого взгляда. На вечеринке она познакомилась с Жан-Мишелем Жарром и, не раздумывая ни секунды, взяв только маленького сына, ушла к нему. Тот, в свою очередь, в одночасье развелся с женой и даже отсудил дочку Эмилию. Рэмплинг родила Жарру сына Дэвида. Сейчас Дэвид известный фокусник.
Эффект Рэмплинг
Рэмплинг с самого начала своей актерской карьеры дала себе слово не сниматься в коммерческом кино. Но сдержать слово до конца ей так и не удалось. И не потому, что хотелось славы и денег, а потому, что природное жизненное любопытство все время заставляет искать что-то интересное в предлагаемых ролях. Правда, ни в одном бессмысленном боевике-блокбастере она ни разу не снялась, но без проходных ролей дело не обошлось. Справедливости ради надо сказать, что таких было мало. Были роли в не самых удачных фильмах (как, например, последняя роль Рэмплинг в фильме Доминика Молля «Лемминг»), но, как правило, это те случаи, когда критики пишут: «Фильм мог бы вовсе не получиться, если бы не блистательная Шарлотта Рэмплинг».
Англичанка или цыганка?
Рэмплинг на удивление непосредственна и, вероятно, от этого сама себе частенько противоречит. Например, она с одинаковой уверенностью настаивает то на том, что она истинная англичанка, то на том, что самая настоящая цыганка. Ну и что, что и капли цыганской крови в ней нет. Цыганка, как она считает, – состояние души. В те периоды, когда она чувствует себя цыганкой, она гоняет на велосипеде и курит сигары. Потом вспомнит лондонские туманы да родной провинциальный Стермер – и цыганщина улетучивается, на ее место приходит английская сдержанность и верность традициям. Одна из непонятных традиций Шарлотты Рэмплинг – не пользоваться компьютером. До недавнего времени этой штуки у нее даже и не было. Только совсем недавно ей, как она говорит, «навязали» компьютер и попробовали научить ее пользоваться интернетом и электронной почтой. Тяжко вздыхая, Рэмплинг иногда включает этот пугающий агрегат, но пишет только на машинке. Несмотря на то что почти тридцать лет живет в Париже, умудряется обижаться, когда ее спрашивают, в какой степени она чувствует себя француженкой. «Ни в какой, – бросает она. – Мне нравится быть иностранкой».
Однажды Вуди Аллена спросили: «Какой, по-вашему, должна быть идеальная вечеринка?» Тот, не задумываясь, ответил: «На идеальной вечеринке обязательно должны быть Шарлотта Рэмплинг и Франц Кафка». Шарлотте очень понравилась фантазия Аллена. Одно плохо, сожалеет она, что уже не удастся ей прийти на вечеринку под руку с Кафкой.
Шарлотта Рэмплинг до сих пор ни разу не сделала ни единой, даже самой маленькой, пластической операции. Говорит, что это бессмысленная затея.
Шарлотта Рэмплинг -
Фильмография:2013 Море / The Sea ... Miss Vavasour
2013 Spiritismes
2013 Молода и прекрасна / Jeune & jolie ... Alice
2013 Ночной поезд до Лиссабона / Night Train to Lisbon ... Adriana de Prado
2012 Неспокойная / Restless (ТВ) ... Sally Gilmartin, Eva Delectorskaya
2012 Tutto parla di te ... Pauline
2012 Спецотряд Призрак: Альфа / Ghost Recon: Alpha (короткометражный) ... The Boss
2012 Чистая кожа / Cleanskin ... Charlotte
2012 Я, Анна / I, Anna ... Anna Welles
2011 Глаз шторма / The Eye of the Storm ... Elizabeth Hunter
2011 Меланхолия / Melancholia ... Gaby
2011 Мельница и крест / The Mill and the Cross ... Mary
2010 Рио секс комедия / Rio Sex Comedy ... Charlotte
2010 Не отпускай меня / Never Let Me Go ... Miss Emily
2010 Уличные танцы 3D / Street Dance 3D ... Helena
2010 Большой ресторан / Le grand restaurant (ТВ) ... Une cliente du restaurant
2009 Жизнь в военное время / Life During Wartime ... Jacqueline
2009 Женщина-невидимка / La femme invisible (dapres une histoire vraie) ... Rose
2009 Буги-вуги / Boogie Woogie ... Emille
2009 Хочу тебе кое-что сказать / Quelque chose a te dire ... Mady Celliers
2009 Человек с синими кругами / Lhomme aux cercles bleus (ТВ) ... Mathilde
2008 Герцогиня / The Duchess ... Lady Spencer
2008 Вавилон Н.Э. / Babylon A.D. ... The High Priestess
2008 Список контактов / Deception ... Wall Street Belle
2007 Беспокойная Анна / Caotica Ana ... Justine
2007 Ангел / Angel ... Hermione
2007 – 2010 Collection Fred Vargas (сериал) ... Mathilde
2006 Милые бранятся... / Desaccord parfait ... Alice dAbanville
2006 – ... Правосудие Декстера / Dexter (сериал) ... Dr. Evelyn Vogel
2006 Основной инстинкт 2: Жажда риска / Basic Instinct 2 ... Milena Gardosh
2005 На юг / Vers le sud ... Ellen
2005 Лемминг / Lemming ... Alice Pollock
2004 Ключи от дома / Le Chiavi di casa ... Nicole
2004 Иерусалимский синдром / Jerusalemski sindrom
2004 Бессмертные: Война миров / Immortel (ad vitam) ... Elma Turner
2003 Приговор / The Statement ... Nicole
2003 Римская империя: Август / Imperium: Augustus (ТВ) ... Livia Drusilla
2003 Бассейн / Swimming Pool ... Sarah Morton
2003 Засну, когда умру / Ill Sleep When Im Dead ... Helen
2002 Целуй, кого хочешь / Embrassez qui vous voudrez ... Elizabeth Lannier
2001 Шпионские игры / Spy Game ... Berlin: Anne Cathcart
2001 Суеверие / Superstition ... Frances Matteo
2001 Четвертый ангел / The Fourth Angel ... Kate Stockton
2000 – 2003 My Uncle Silas (сериал) ... Lady Sylvia
2000 Под песком / Sous le sable ... Marie Drillon
2000 Абердин / Aberdeen ... Helen
2000 Посвящается Альфреду Лепети / Hommage a Alfred Lepetit (короткометражный)
2000 Приметы и чудеса / Signs & Wonders ... Marjorie
1999 Вишнёвый сад / The Cherry Orchard ... Ranyevskaya
1999 Большие надежды / Great Expectations (ТВ) ... Miss Havisham
1997 Крылья голубки / The Wings of the Dove ... Aunt Maude
1996 Асфальтовое танго / Asphalt Tango ... Marion
1996 Последний праздник / La derniere fete (ТВ) ... La marquise
1996 Вторжение в личную жизнь / Invasion of Privacy ... Deidre Stiles, Joshs Attorney
1995 Samson le magnifique (ТВ) ... Isabelle de Marsac
1995 Марш Радецкого / Radetzkymarsch (мини-сериал) ... Valerie von Taussig
1994 Murder in Mind (ТВ) ... Sonya Davies
1994 Время – деньги / Time Is Money ... Irina Kaufman
1993 Молоты над наковальней / Hammers Over the Anvil ... Grace McAlister
1992 Брошенная женщина / La femme abandonnee (ТВ) ... Fanny de Lussange
1990 Ребус / Rebus ... Miriam, contessa di Du Terrail
1988 Ночной Париж / Paris by Night ... Clara Paige
1988 Мертв по прибытии / D.O.A. ... Mrs. Fitzwaring
1987 Макияж для убийцы / Mascara ... Gaby Hart
1987 Сердце Ангела / Angel Heart ... Margaret Krusemark
1986 Макс, моя любовь / Max mon amour ... Margaret Jones
1985 Грусть и красота / Tristesse et beaute ... Lea Ueno
1985 Умирают только дважды / On ne meurt que 2 fois ... Barbara Spark
1984 Да здравствует жизнь! / Viva la vie! ... Catherine Perrin
1982 Вердикт / The Verdict ... Laura Fischer
1980 Звездные воспоминания / Stardust Memories ... Dorrie
1977 Смерть среди айсбергов / Orca, the Killer Whale ... Rachel Bedford
1977 Сиреневое такси / Un taxi mauve ... Sharon Frederick
1976 Шерлок Холмс в Нью-Йорке / Sherlock Holmes in New York (ТВ) ... Irene Adler
1976 Фокстрот / Foxtrot ... Julia
1975 Jackpot ... Mrs. Lawerence
1975 Прощай, моя красавица / Farewell, My Lovely ... Helen Grayle
1975 Поторопись, пока не вернулась жена / Yuppi du ... Silvia
1975 Плоть орхидеи / La chair de lorchidee ... Claire
1974 Караван в Ваккарес / Caravan to Vaccares ... Lila
1974 Зардоз / Zardoz ... Consuella
1973 Ночной портье / Il portiere di notte ... Lucia Atherton
1973 Джордано Бруно / Giordano Bruno ... Fosca
1972 Корки / Corky ... Corkys Wife
1972 Зиночка / Zinotchka (ТВ, короткометражный) ... Zinotchka
1972 Психбольница / Asylum ... Barbara
1972 – 1973 Full House (сериал) ... Zinotchka
1972 Генрих VIII и его шесть жен / Henry VIII and His Six Wives ... Anne Boleyn
1971 Лыжник-бездельник / The Ski Bum ... Samantha
1971 Жаль, что она блудница / Addio fratello crudele ... Annabella
1971 Исчезающая точка / Vanishing Point ... Hitchhiker
1969 Три / Three ... Marty
1969 Гибель богов / La caduta degli dei (Gotterdammerung) ... Elisabeth Thallman
1969 Цель: Гарри / Target: Harry ... Ruth Carlyle
1969 Sequestro di persona ... Christina
1967 Долгая дуэль / The Long Duel ... Jane
1966 Девушка Джорджи / Georgy Girl ... Meredith
1965 – 1983 BBC Play of the Month (сериал) ... Flaminia
1965 Сгнивший насквозь / Rotten to the Core ... Sara Capell
1964 – 1968 Театр 625 / Theatre 625 (сериал) ... The Girl
1961 – 1969 Мстители / The Avengers (сериал) ... Hana Wilde