Вверх

Вы вошли на сайт, как Гость






Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Меню
п»ї

Гибель линкора Новороссийск

После победы во Второй мировой войне союзники разделили итальянский флот по решению Тройственной комиссии 1948 года. В результате этого Советскому Союзу достался лёгкий крейсер, 9 эсминцев, 4 подлодки и линейный корабль «Юлий Цезарь», построенный ещё до Первой мировой. 6 февраля 1949 года над кораблем был поднят флаг ВМФ СССР, а чуть позже, в марте, линкор переименовали в «Новороссийск».

Состояние «Юлия Цезаря» при передаче было неважным: в течение пяти лет, едва не сданный в утиль, корабль ржавел с небольшой, явно недостаточной для такого судна, командой на борту без надлежащего техобслуживания. Не спас положение и небольшой ремонт, проведённый непосредственно перед передачей линкора Союзу.

Тем не менее, уже в июле 49 года «Новороссийск» принял участие в манёврах в качестве флагмана эскадры. Впоследствии линкор провёл в ремонтных доках довольно много времени, его чинили целых восемь раз и добились определённых успехов: заменили боевые и технические средства, модернизировали турбины, даже с неудобной планировкой разобрались. Планировали полностью перевооружить корабль, но решили не торопиться и оставить итальянские орудия. В перспективе предполагалось оснастить линкор снарядами с тактическими ядерными зарядами — и тогда бы он, несмотря на почтенный возраст в 35 лет, стал представлять реальную угрозу противнику.

28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из очередного похода, причалив в районе Морского госпиталя. на борту, помимо штатных матросов, находились солдаты, переведённые из армии во флот и абсолютно не готовые к тому, что произошло чуть позже: в половине второго ночи под корпусом корабля раздался мощнейший взрыв (~1100-1800 кг тринитротолуола). Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира капитан второго ранга Г. Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, которая из-за затопления носовой части стала собираться на юте и насчитывала несколько сотен человек, но получил отказ. В 4.15 корабль после крена опрокинулся, утащив под воду сотни человек, находившихся на палубе и в отсеках. В десять часов вечера линкор затонул окончательно.

Несмотря на то, что с момента взрыва до момента опрокидывания было достаточно времени (не говоря уже о времени полного затопления, произошедшего через 20 часов после аварии), из отсеков спасти удалось только 9 человек: двух вытащили водолазы, семерых достали через разрезанное днище корабля спасатели с «Карабаха».

В результате катастрофы погибло более 600 человек: досталось не только экипажу линкора, но и тем, кто пришёл на помощь. О факте трагедии никто в то время не узнал, ей суждено было стать государственной тайной. В связи с этой ситуацией с поста главкома ВМФ был снят адмирал Кузнецов: его убрали с должности, лишили звания и отправили в отставку. В первую очередь на принятие такого решения повлияло то, что погибло очень много людей, причём не внезапно, а после плохо организованной процедуры спасения корабля, ведь с момента взрыва до времени затопления прошло всего лишь чуть меньше суток! Бросается в глаза и то, что откровенно устаревший линкор продолжал работать наравне с более молодыми судами и даже являлся флагманом. Несмотря на большое время, проведённое им в ремонте, «Новороссийск» не мог тягаться с современными боевыми судами и не удовлетворял некоторым техническим требованиям. И, тем не менее, ходил в морские походы, а не стоял в качестве музея в порту. Возможно, из-за того, что своих больших кораблей у СССР ещё не было, а потребность в мощных океанских судах ощущалась.

Причинами катастрофы «Новороссийска» разными людьми в разное время считались и халатность командования флота, и диверсия, проведённая то ли итальянцами, то ли англичанами, и взорвавшаяся мина или даже пара мин времён Второй мировой войны.

Загадки истории Тайны человека
Загадки природы
Тайны Вселенной
Мы В Контакте Мы на Facebook Лента новостей RSS

Маленький бонус:
Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи
Копирование и публикация материалов сайта разрешены только при наличии активной ссылки на источник
2011 - наши дни.. © Контакты | Лого | Реклама на сайте | Вебмастерам
Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение